История астрологии. Часть II. Астрология в Древней Месопотамии

История астрологии

Месопотамский городИменно в Древней Месопотамии берет свое начало та астрология, которую мы используем сейчас.

Уже в III тысячелетии до н.э. шумеры выделяли созвездия, по которым проходит Солнце в течение года. Эти созвездия были связаны с месяцами шумерского календаря, соответствующими их гелиакическим восхождениям. Именно шумерские созвездия стали прототипами для современных знаков Зодиака.

Месопотамская астрология (точнее, ее зачатки) была тесно связана с астролатрией — обожествлением небесных тел и поклонением им. Каждая планета ассоциировалась с определенным божеством, даже больше — она считалась, по сути, этим божеством. Ведь люди видели, насколько движение небесных тел определяет их жизнь, например, суточное движение Солнца влияет на смену времени суток, а годичное движение Солнца влияет на смену сезонов. Эта власть должна была несомненно иметь божественный источник. Поэтому в Месопотамии астрологией занимались жрецы. Помимо астрологии, месопотамские жрецы занимались магией и экзорцизмом, в случае неблагоприятных предзнаменований астрологи совершали соответствующие ритуалы.

Во II тысячелетии до н.э. в Вавилонии астрологические знания стали накапливаться и упорядочиваться, превращаясь в определенную систему. Первые астрологические документы дошли до нас от XVI-XV веков до н.э., и именно с этого времени астрология становится отдельной наукой.

К XVI веку до н.э. на территории Древней Месопотамии формируется список астрологических предзнаменований (около 7 000), собранных за многолетний период наблюдений. Этот список дошел до нас в виде собрания глиняных табличек (68-70 штук) под названием «Энума Ану Энлиль». Их копии были найдены в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала, правившего около 669-627 годов до н.э. Это значит, что данный сборник предзнаменований приписывался (вероятно, с дополнениями) очень много раз на протяжении многих веков.

Предсказания в «Энума Ану Энлиль» записаны в следующем формате: «Если на небе произошло событие А, на Земле случится Б». В роли события А выступают солнечные и лунные затмения, вид светил в моменты восходов и заходов, различные необычные явления вроде комет, а предсказания касаются только царской семьи и страны в целом. Первые 13 табличек серии включают в себя предсказания по внешнему виду Луны в определенные дни месяца, описания положений Луны относительно планет и звезд, а также такие феномены, как лунное гало. Таблички с 15 по 22 посвящены лунным затмениям. В табличках с 23 по 29 содержатся предзнаменования, касающиеся внешнего вида Солнца, его цвета, облаков вокруг Солнца и т.д. Таблички с 30 по 39 посвящены солнечным затмениям. Таблички с 40 по 49 описывают погодные явления и землетрясения, особое внимание уделяется грому. Последние 20 табличек серии посвящены предсказаниям по звездам и планетам.

Также из Древней Месопотамии до нас дошел астрономический текст под названием «Мул.Апин» (MUL.APIN), который датируется VII веком до н.э., однако считается, что его ранние версии существовали уже около 1000 года до н.э. Мул.Апин состоит из двух клинописных табличек, в которых приводятся названия 66 звезд и созвездий. Эти таблички служили своеобразными картами звездного неба, они содержали важнейшие астрономические сведения, которые помогали месопотамским астрологам ориентироваться среди звезд и созвездий.

Помимо табличек с предзнаменованиями, до нас дошла переписка между астрологами и царями, которая также осуществлялась с помощью глиняных табличек. В таких письмах астрологи выступали в качестве личных советчиков по любым вопросам. Однако в своих заключениях они опирались все на те же довольно общие предсказания, не беря в расчет данные рождения своих корреспондентов. Таким образом, ранняя месопотамская астрология, по сути, была очень примитивной формой мунданной астрологии, натальной астрологии же еще не существовало на тот момент. Однако астрологи уже пользовались элективной астрологией, давая советы, какие действия лучше предпринимать в какие дни. Хотя до XVII века до н.э. астрологи в основном занимались написанием отчетов по уже произошедшим событиям, поскольку они еще плохо понимали закономерности движения небесных тел, и им было трудно предсказать их движение или, например, прогнозировать затмения.

Как я уже упомянула, шумеры дали названия двенадцати созвездиям, через которые проходит Солнце в своем годовом цикле и которые впоследствии стали знаками Зодиака. Вавилоняне продолжили их использовать. Полный список зодиакальных созвездий мы находим в текстах VI-IV веков до н.э. Вот он:

  • Овен — Наемный работник
  • Телец — Небесный бык
  • Близнецы — (Великие) близнецы
  • Рак — Рак
  • Лев — Лев («Большая собака»)
  • Дева — Борозда
  • Весы — Весы
  • Скорпион — Скорпион
  • Стрелец — бог Пабильсаг (изображался в виде стрелка из лука)
  • Козерог — Рыбокозел («Рыба-Козел»)
  • Водолей — Великий/Великан
  • Рыбы — Хвосты

Созвездия изначально имели разную длину, и между ними были пустые промежутки. В IV веке до н.э., когда в Вавилонии стала активно развиваться математика, люди разделили эклиптику (путь, который проходит Солнце по созвездиям) на 360 градусов для удобства записи положений небесных тел. Примерно в это же время круг эклиптики поделили на 12 частей по 30 градусов, каждая из которых стала соответствовать созвездию. Так и появились знаки Зодиака.

При разделении эклиптики на эти 12 частей вавилоняне ориентировались на неподвижные звезды, которые находились на самом зодиакальном круге или рядом с ним. Всего они использовали 31 звезду. Те же звезды мы используем в астрологии и сейчас, среди них, например, Регул, Альдебаран, Антарес. Таким образом, вавилоняне изначально использовали так называемый сидерический Зодиак (от лат. sidus, «звезда»), тот, который в настоящее время используется в ведической астрологии.

По мере развития математики люди учились рассчитывать будущее движение Солнца, Луны и планет, а также предсказывать затмения. Однако с появлением таких расчетов концепция божественности движения небесных тел пошатнулась. Стало очевидно, что затмения происходят с определенной периодичностью и отпала нужда молиться богам, чтобы затмение не произошло. С этого момента астрология начинает отделяться от религии и становиться наукой.

В вавилонской астрологии зародились некоторые астрологические концепции, которые позже были заимствованы греческими астрологами. Например, идея экзальтации планет в знаках. Вавилоняне называли знак экзальтации планеты «тайным домом». Так, Солнце имело свой «тайный дом» в Овне, Луна — в Плеядах (Тельце), Меркурий — в Деве, Венера — в Рыбах (а также во Льве), Марс — в Скорпионе, Юпитер — в Раке, Сатурн — в Весах. Еще одна концепция, заимствованная греками, — это разбиение каждого знака на двенадцать частей, названных по-гречески додекатемориями (с греч. «двенадцать частей»). При этом первый додекатеморий знака соответствует этому знаку, второй соответствует следующему за ним знаку и т.д. Например, первый додекатеморий Близнецов несет в себе символизм Близнецов, второй — символизм Рака, третий — символизм Льва. Также именно в Вавилонии зародилась идея группировать знаки, между которыми интервал соответствует 120 градусам, в тригоны.

Вавилонская астрологияГде-то между VII и V веками до н.э. в Вавилонии стала появляться натальная астрология. Первые гороскопы, большинство из которых датируется III веком до н.э., представляли собой глиняные таблички с перечнем положений Солнца, Луны и планет в знаках Зодиака на момент рождения натива, чье имя не всегда указывалось. Иногда отмечались соединения этих точек с неподвижными звездами, а также другие небесные явления. Астрологическая информация чаще всего дополнялась короткой расшифровкой, например, «он станет богатым», «он доживет до старости» и т.д. Вот пример такого гороскопа:

Лицевая сторона таблички

  1. Год 77 (от начала правления династии Селевкидов), (месяц) Симан,  четвертое число, утром пятого (?).
  2. Аристократ (греческое имя) родился.
  3. В тот день Луна была во Льве, Солнце было в 12 градусах 30 минутах Близнецов.
  4. Луна двигалась с положительной широтой.
  5. «Если Луна двигается с положительной широтой,
  6. процветание и величие» (скорее всего, это цитата из сборника предсказаний). Юпитер в 18 градусе Стрельца.
  7. Положение Юпитера: (означает) процветание, благополучная жизнь (?). Он будет богат. Он доживет до старости,
  8. его жизнь будет долгой. Венера была в 4 градусе Тельца.
  9. Положение Венеры: (означает) куда бы он ни пошел, его ждет удача,
  10. у него будут сыновья и дочери. Меркурий в Близнецах

Обратная сторона таблички

  1. вместе с Солнцем. Положение Меркурия: герой (воин)
  2. добьется выдающегося положения.
  3. Он превзойдет своих братьев, унаследует отцовский дом.
  4. Сатурн в 6 градусе Рака. Марс в 24 градусе Рака.
  5. 22 и 23 числа каждого месяца … (далее пусто)

Дата, на которую построен этот гороскоп, соответствует 3 или 4 июня 235 года до н.э. (не очень понятно, как перевести первую строчку, поскольку вавилонский день начинался с заката). Вот положения планет на утро 3 июня согласно F.Rochberg.

  • Солнце — 13 градус Близнецов
  • Луна — 6 градус Льва
  • Меркурий — 22 градус Тельца
  • Венера — 28 градус Овна
  • Марс — 26 градус Рака
  • Юпитер — 20 градус Стрельца
  • Сатурн — 0 градус Рака

Как мы видим, астрологические расчеты в то время были очень неточными, вплоть до ошибки в несколько градусов. Методика интерпретации положений планет в знаках только зарождалась.

В чем же заключалась работа астролога в те времена? Для начала астролог спрашивал у клиента его дату рождения. Затем он обращался к эфемеридам, записанным на глиняных табличках. У него могли быть свои эфемериды, или он мог обратиться в библиотеку города, где жил. Далее астролог выписывал на отдельную табличку позиции планет на дату рождения натива, сопровождая их короткими астрологическими интерпретациями. В те времена натальная карта еще не изображалась в графическом виде. Дальше астролог передавал табличку с гороскопом клиенту, если тот умел читать, или же оставлял ее себе. Табличка могла понадобиться астрологу на случай, если клиент обратится повторно. Именно такие гороскопы, скорее всего, и находят археологи.

Вышеприведенный гороскоп принадлежал клиенту родом из Греции, поэтому астрологу пришлось пересчитать дату греческого календаря в дату вавилонского. Это была непростая задача. В каждой стране был свой календарь. Вавилоняне могли достаточно точно пересчитать греческий и египетский календари в вавилонский. С определенными усилиями они также могли вычислить даты афинского или македонского календарей, хотя в этом случае ошибка уже могла составлять день или два. В случае с римским календарем дело обстояло еще сложнее. После всех этих расчетов астролог уже мог обратиться к соответствующим эфемеридам, чтобы вычислить положения планет на получившуюся дату.

Также к астрологу обращались с более масштабными вопросами, например, будет ли война, будет ли дождь в этом месяце, взойдет ли урожай ячменя? В таких случаях астролог мог опять же обратиться к эфемеридам, чтобы проанализировать транзиты на ближайшее будущее. Скорее всего, он учел бы и затмения, произошедшие за последние полгода или год. За интерпретацией он обращался к сборнику Энума Ану Энлиль, о котором речь шла выше. Для подбора удачного времени для начала дел (элективов) астролог также обращался к сборнику предзнаменований, пытаясь подгадать время начала под удачное предсказание.

В те времена услуги астролога мог позволить себе не каждый, в основном к астрологу обращались обеспеченные люди, прежде всего, царь и его семья, чиновники и другие важные люди города. Но астрология развивалась, и астрологов с течением лет становилось все больше. Более того, вавилонская астрология стала динамично распространяться за пределы Древней Месопотамии.

Астрологические знания перешли от вавилонян к персам после персидского завоевания Вавилонии в 539 году до н.э. Через персов астрология дошла до египтян в период персидского господства в Египте (525-404 года до н.э.), после чего перешла к грекам. До этого у египтян не было собственной астрологии, хотя они занимались астрономией. Например, у них были собственные созвездия, среди которых они выделяли 36 деканов. Деканы использовались для определения времени ночью. Некоторые из них считались счастливыми, а некоторые — несчастливыми. Позже с заимствованием вавилонской астрологии деканы были соотнесены со знаками Зодиака, и каждый знак стал подразделяться на три декана. Возможно, именно интерпретация восходящего при рождении декана привела к возникновению в более поздние времена идеи восходящего знака, а после и восходящего градуса — Асцендента.

Также из Персии астрология распространилась на северо-запад Индии (нынешняя территория Пакистана) примерно в то же время. Изначально в Индии тоже не было своей астрологии за исключением интерпретации положения Луны в так называемых накшатрах — созвездиях, через которые она проходит. От вавилонян индийцы заимствовали, в основном, астрологию предзнаменований. Зодиак же в индийской астрологии появился только во II веке н.э., и это был именно сидерический Зодиак, который используется в ведической астрологии и сейчас.

Таким образом, вавилонская астрология стала прародительницей как западной, так и восточной ветви астрологии.

 

По материалам книги «A history of horoscopic astrology», J.H. Holden